Главная » 2009 » Декабрь » 27 » ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ РАЗМЕРОМ С ПЛАНЕТУ: ГОТОВИТСЯ САМЫЙ МАСШТАБНЫЙ ПРОЕКТ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ КОСМОНАВТИКИ
В России готовится самый масштабный проект за всю историю космонавтики. В 2020‑2021 годах космический аппарат российских конструкторов отправится с исследовательской миссией к спутнику Юпитера Европе с целью обнаружения там жизни. По словам действительного академического советника Академии инженерных наук РФ Юрия Зайцева, перелет в систему Юпитера займет семь лет.

Письмо директору NASA

Свой интерес к спутнику Юпитера ученые объясняют тем, что под ледовым покрытием этого объекта находится соленый океан многокилометровой глубины. Но есть еще и более важная причина, которая заставляет ученых лететь в такую космическую даль: кто построил трубы на Европе? Этот кажущийся на первый взгляд сумасшедший вопрос имеет под собой серьезные доводы. Их выдвинул еще в 1998 году Борис РОДИОНОВ, профессор кафедры микро- и космофизики Московского государственного инженерно-физического института.

При встрече профессор показал мне письмо, которое он направил директору NASA. Привожу его полный текст.

«Господин директор NASA! Спешу публично уведомить Вас о том, что выдающиеся усилия специалистов NASA по исследованию космического пространства, по-видимому, привели к открытию первой внеземной цивилизации.

Исследуя высококачественные снимки одной из лун Юпитера — Европы, сделанные межпланетным зондом «Galileo», я обнаружил, что вся поверхность юпитерианской Европы представляет собой многослойную сетку труб, покрытых льдом и снегом. Общая структура гигантской техногенной оболочки планеты, как и отдельные элементы ее, свободные от сплошного слоя льда, говорят о недостижимой для нас, землян, сложности. Всепланетная (вселенская) система коммуникаций больше всего напоминает артерии живого организма размером с планету!

О том, что этот «организм» жив и ныне функционирует, свидетельствуют многочисленные элементы «европейского» пейзажа. Около некоторых «горячих» сооружений видны свежие слои блестящего льда, еще не занесенного снегом и неизбитого метеоритами, неустанно бомбардирующими поверхность луны. Возле
«горячих линий» — многокилометровых узких «борозд» на льду — детали пейзажа расплывчаты, мутноваты, возможно, их окутывает пар. Следовательно, «линии» действуют. Многие углубления («расщелины», «кратеры») не занесены снегом. В них часто видны блестящие сферические «колпаки» диаметром около 100 м, которые иногда ярко сверкают на Солнце, словно их полированные поверхности только что очистили от снега. А рядом могут находиться такие же колпаки, но занесенные снегом, тусклые. На снимках с большим увеличением мы видим кое-где даже правильные сферы (диаметром тоже около 100 м), о которых совсем нельзя сказать, что они утопают в снегу — они напоминают скорее только что приземлившиеся где-нибудь в Антарктике воздушные шары (снимки Galileo P-485246,48532).

Таким образом, под ледовым «щитом», спасающим от метеоритов и мощных радиационных поясов Юпитера, на его луне, по-видимому, находится живая, действующая цивилизация планетарного масштаба. Некоторые занесенные льдами и снегом «трубы» ее коммуникационной сети, скорее всего, являются транспортными туннелями. Их недоступный прямому наблюдению (не позволяет разрешающая способность аппаратуры космического зонда) диаметр можно оценить при тщательном просмотре изображений некоторых «труб» по всей их многокилометровой длине. Свободный ото льда диаметр — истинный, а не кажущийся — составляет 10-20 м. Его легко установить, если очистить изображение «труб» от гигантских наростов льда и снега с помощью компьютера. И здесь нам, землянам, повезло дважды: благодаря многометровым ледовым оболочкам «труб» мы их видим на снимках, а благодаря неоднородности ледового покрытия по длине «труб», проложенных по поверхности Европы, можем измерить их истинную толщину.

Например, в левой части кадра Р-48227 при предельном увеличении ясно видны свисающие с «труб» стометровые языки льда. Они особенно велики в местах пересечения горизонтальной верхней «трубы», проложенной по холодной поверхности луны, с любой другой из нижнего ряда — последняя, очевидно, экранирует потоки тепла, идущего из недр.

Поскольку коммуникации луны многоуровневые (многослойные), со сложными развязками, стыковками и пересечениями, рельеф ее крайне сложен. Основные его элементы — покрытые хребтами льда коммуникации с гигантскими ледовыми же перемычками между параллельными «трубами» и с отверстиями (провалами) между ними. Благодаря локальной периодичности и симметрии укладки «труб» различного уровня и, следовательно, в результате воздействия на лед тепловых и газовых потоков, идущих из недр луны, мы видим многочисленные идеально круглые или самой причудливой формы провалы и отверстия во льду, часто расположенные периодически, многокилометровыми цепочками. Видны также гирлянды горизонтальных ледяных мостов между параллельно расположенными горизонтальными «трубами» и ряды вертикальных гигантских «сосулек» — языков ледника, свисающего с «труб», идущих над и по поверхности луны. В справедливости этой картины могут немедленно убедиться специалисты NASA, рассмотрев вновь замечательные снимки, переданные «Galileo».

Заметим, что диаметр юпитерианских туннелей близок к диаметру труб ныне действующего нашего, европейского, земного путепровода, проложенного под водами Ла-Манша. Рассматривая яркие цветные картинки туннеля в детской книжке, моя внучка сказала: «Дедушка, насколько эти юпитерианцы обогнали нас, если у них столько замечательных туннелей, а у нас на Земле только один!» Позвольте мне, господин директор NASA, закончить свое письмо на фразе ребенка, осознавшего и величие открывшейся ему внеземной цивилизации, и необходимость более тесного сплочения нас, землян, перед лицом этого космического явления.

Искренне ваш
Борис РОДИОНОВ, профессор кафедры микро- и космофизики Московского государственного инженерно‑физического института».

Открытия «Галилео»

После того, как Борис Устинович торжественно зачитал мне это эпохальное письмо, он напомнил об открытиях межпланетного зонда «Галилео», добравшегося к Юпитеру 7 декабря 1995 года. Сначала аппарат удивил астрономов тем, что зафиксировал действующие вулканы на Ио — одном из спутников Юпитера. Никто даже предположить не мог, что на покрытой льдом луне все еще сохранилась вулканическая деятельность. Следующие открытия зонда касались следов потоков лавы на Ганимеде и паровых выбросов гейзеров. Но когда «Галилео» продемонстрировал исследователям снимки Европы, они ахнули! Она была вся покрыта настоящим льдом, как в Арктике и Антарктиде. А под ним увидели воду. Предположительно, ее температура должна быть не ниже 4°С. И самое главное — сквозь прозрачную ледяную поверхность явно виднелись некие конструкции, напоминающие трубы, тоннели, арки, эстакады. Их-то и рассмотрел профессор Родионов.

— Несведущие люди видят в этих снимках аэрофотосъемку Америки или автодорог Московской области, — смеялся он. — На самом деле луна Юпитера опутана как бы сетью трубопроводов. Туннели то переплетаются между собой, словно макароны в кастрюле, то прорезают поверхность луны, как по линейке. Сооружения высотой от 100 до 300 м тянутся по поверхности порой на сотни, даже тысячи километров. С помощью компьютерной обработки сложную систему коммуникаций удается различить даже под 120-метровыми наростами снега и льда.

Особое внимание исследователь обращает на так называемые вулканы. Их название не случайно заключено в кавычки — из жерл вырывается не раскаленная магма, а обычный водяной пар. Однако поскольку тяготение на Европе весьма мало, а атмосфера весьма разрежена, то молекулы пара поднимаются вертикально вверх, быть может, даже на несколько километров, а потом выпадают в окрестностях, образуя ровную округлую площадку.

— Непонятно, — говорил Родионов. — Таких кратеров на Европе насчитывается всего девять. А вот метеоритных углублений, которые буквально испещряют другие луны, тут незаметно вообще. Почему? Что? Их заделывает некая ремонтная служба?

Сами же жерла — этакие округлые оконца, остающиеся после «извержения», могут быть использованы, как считает профессор, для наблюдения за окружающим Европу пространством. Причем он отнюдь не склонен полагать, что в тоннелях 10-метрового диаметра, куда поступает тепло из недр планеты, разогретых до температуры порядка 6000°С, живут пресловутые «зеленые человечки».

— Это могут быть, скажем, разумные черви гигантской толщины. А может, в трубах, словно в футлярах, помещаются то ли корни, то ли щупальца гигантского существа, которых на всю планету раз-два и обчелся? — предполагал ученый. — Вспомните, например, «думающий океан», описанный Станиславом Лемом, — ведь он являлся единственным жителем всей планеты.

Не дразните Юпитер!

Профессору Родионову директор NASA тогда ответил. Но, конечно, очень осторожно. Мол, американские ученые не торопятся с окончательными выводами. Зато большую порцию критики получил Родионов от своих коллег из МИФИ.

— Взгляните-ка с борта самолета, а еще лучше — со спутника, на поверхность Арктики весной, — цитировал сотрудников того же NASA в журнале «Sky and Telescop» оппонент Родионова профессор Борис Лучков. — Перемещение паковых льдин, их столкновение друг с другом, приводящее к образованию торосов, могут навести именно несведущего наблюдателя на мысль, что где-то там, подо льдами, ворочается некий огромный великан, просыпающийся после зимней спячки. Но на деле ведь все далеко не так.

— Человечество уже открывало разумную жизнь на Луне, Марсе, Венере. Но потом эти «открытия» приходилось закрывать. Не получится ли так и на сей раз? — сомневался и профессор Александр Гальпер.

Попытался «спустить» Родионова и его сторонников «с Европы на землю» и Исаму Мацуяма из Института Карнеги (Вашингтон):

— Изучив странные дугообразные впадины на поверхности Европы, мы пришли к выводу, что это следы многократных перемещений оси вращения спутника, вызванных изменениями толщины льда на его поверхности. Вращающееся тело тем устойчивей, чем дальше его масса от оси вращения. В случае Европы изменения толщины ее внешней оболочки привели к такому дисбалансу, что ось вращения переориентировалась в новое устойчивое состояние. Такие изменения называются истинными перемещениями полюсов в отличие от мнимых, когда относительно полюсов перемещаются литосферные плиты, а сама ось вращения остается неподвижной. Существуют свидетельства, что истинные перемещения полюсов происходили на Земле, на Марсе и на одном из спутников Сатурна — Энцеладе. Наше исследование добавляет Европу в этот список. Оно также показывает, что небесные тела более склонны к переориентации, чем считалось ранее. Однако исследование также подтверждает и существование жидкой воды под ледяной оболочкой Европы.

Всю надежду тогда, в далеком теперь уже 1998-м, Родионов и его единомышленники-оптимисты возлагали на высадку научно-исследовательских автоматов. В том числе и астроном Юджин Шумейкер, который обнаружил комету, впоследствии упавшую на Юпитер.

— Мы обязательно полетим на Европу. Там есть вода, а значит, стоит поискать и жизнь, — говорил он.

— Она там действительно может быть, — вторит ему уже сегодня планетолог Джозеф Берне из Корнеллского университета, — и со своей, во многом отличной от земной, эволюцией. Долгое время полагали, что для существования жизни нужны, по крайней мере, три условия: солнечный свет, атмосфера и вода. Теперь, обнаружив жизнь на морском дне, где нет воздуха и солнечного света, зато много воды, первые два условия стоит отбросить. Раз уж огромные моллюски и трубчатые черви на нашей планете способны существовать в таких условиях, питаясь микробами, которыми кишмя кишит теплая вода вокруг подводных вулканов, то почему не предположить, что нечто подобное может существовать и на Европе?

Согласно последним научным теориям жизнь и на нашей планете могла зародиться именно на дне океанов. Сначала там появились микробы, обожающие тепло или даже пекло подводных вулканов. Затем некоторые из них превратились в более сложные существа и, в конце концов, в рыб, земноводных амфибий, которые затем вышли на сушу.

Сам профессор Родионов в ожидании космической миссии не унывал. И даже предлагал наладить связь с «европейской» цивилизацией, если она действительно есть.

— Европа находится от нас на расстоянии всего получаса лета светового луча, — объяснял он. — Так давайте направим на ее поверхность луч мощного лазера и попробуем просигнализировать, испуская нечто вроде морзянки: дескать, мы здесь, отзовитесь. И если там обитают разумные существа, они обязательно как-то должны прореагировать на наш призыв. Хотя бы из чистого любопытства.

Десантироваться будем по-нашему

Затея тогда не удалась, но вот сегодня мечта близка к осуществлению: летим-таки на Европу. Для реализации миссии международным научным сообществом был разработан проект «Лаплас», который планируется реализовать с участием европейских, американских, российских и японских ученых. В составе миссии должно быть четыре аппарата — один работает на орбите вокруг Юпитера, другой — вокруг Европы, еще один — для исследований магнитосферного «хвоста» планеты
и, наконец, посадочный аппарат для десантирования на поверхность юпитерианского спутника. Изготовить последний аппарат взялись российские специалисты. Для реализации экспедиции к Европе НПО им. Лавочкина уже начало проработку новых специальных орбитальных и посадочных планетных аппаратов.

Источник: "Российский космос"