Главная » Статьи » Религии и верования мира » Старая ВѢра |
По другому поверью,
Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по
белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами
покойников и оттого делаются легкими, как сами души. Раньше
верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную
женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом
представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но
все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей
силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу,
который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как
граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена
частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках
Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога». Так
же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум
мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные
возможности. В волшебных сказках она действует
в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных
бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их,
уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку
на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной
избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец,
Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает,
парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары,
например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д. Эта
старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной
ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то
понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А
чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за
нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей
лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в
которых уживается и угроза, и мудрость. Даже
когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью
натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными
знаниями. Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга. А.Ремизов. Светящиеся черепа Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке: - Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать. - Когда же идти? - спросила девушка. - Прямо сейчас! - ответила мачеха и вытолкала ее из избы взашей. - Иди и никуда не сворачивай. Как увидишь огни - там и бабкина изба. А на дворе ночь, темно - хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала сама не зная куда. Вдруг видит - забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные. Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка - не кто иной, как сама Баба-Яга. Сейчас выскочит из избушки - тут бедняжке и конец придет. Повернулась бежать куда глаза глядят - слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. А девушка наша была добрая и жалостливая. - О чем ты плачешь, кощь человеческая? - спрашивает она. - Как же мне не плакать? - отвечает череп. - Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-Яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно послед- нему злодею! Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто девицей-красавицей, кто бортником... Всех сожрала Баба-Яга, а черепа на колья насадила, оставив без погребения. Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла и даже букетик цветов лесных положила, будто на настоящую могилку. - Спасибо тебе, добрая душа, - слышит голоса из-под земли. - Упокоила ты нас, и мы тебе добром отплатим. Подбери на могилке гнилушку - она тебе путь укажет. Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку - и ну бежать прочь! Баба-Яга вышла из избушки на курьих ножках - а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы. А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо. А.Ремизов. Проливной дождь БАБА-ЯГА собирается хлебы печь. Задумала старая жениться - взять в мужья рогатого черта - Верхового. Он, известно, галчонок: всем верховодит. Взгромоздилась на радостях банная нежить: банная нежить в сырости заводится из че- ловеческих обмылков, а потому страсть любопытна. Вот заберется она за Гиенские горы пировать в избушку, насмеется, наестся, все перемутит, всех перепугает, - такая уж нежить. А как ей весело: старик Домовой на бобах остался - показала Яга ему нос. Тоже жениться на Яге задумал! Да и дед Домовой в долгу не остался: подшутил над Ягой. - Бить тебя надо, беспутный, да и обивки-то все в тебя вколотить! - плачет Яга, ходит у печи. - Бабушка, чего же ты плачешь? - А как мне, Бабе-Яге, не плакать, не могу посадить хлебы: Домовой украл лопату. И плачет. Не унять Яге слезы: скиснутся хлебы - прибьет Верховой. - Бабушка, не плачь так горько: мы тебе отыщем лопату. А слезы так и льются - полна капель натекает. - Эй, помогите! Найдем мы лопату да бросим на крышу: Яга улыбнется - и дождь перестанет. Литература Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002 Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997 В.Калашников «Боги древних славян», -М.:Белый город, 2003 Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002 | ||
Просмотров: 1551 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |