«Комсомолка» уже писала о необычном открытии на хребте Зюраткуль в Челябинской области.
Краевед Александр Шестаков, взглянув на карты Google, предположил, что
на склоне изображен геоглиф — рисунок лося, выложенный из крупных
камней.
В прошлые выходные челябинские археологи смогли выехать на место и
провести первичную разведку, которая дала вполне обнадеживающие
результаты. И, прежде всего, они пришли к выводу, что сооружение создано
не природой, а руками человека!
— Это изображение сформировано в тот исторический период, когда почва
составляла примерно 4-5 см, — добавляет главный специалист госцентра
по охране культурного наследия Челябинской области Николай Михайлович
Меньшенин. — Это соответствует энеолиту — новому каменному веку, то есть
примерно с 7 по 3 тысячелетие до нашей эры.
|
Раскопки на хребте Зюраткуль. Вид на траншею. Фото: Станислав ГРИГОРЬЕВ. |
|
В пользу рукотворности несколько фактов: четкое изображение животного
и оно подтверждается наличием кладки. Сама структура слоев очень
сильно отличается от природной насыпи. Кладка разнокалиберная, по краям
— крупные до 500 килограмм плиты, а в середине- более мелкий камень.
Общая ширина линии 3,5 метра, а общая протяженность — почти два
километра. Но археологи вскрыли пока только около метра.
В эпоху первобытной древности горнолесную часть Челябинской области
населяли предки финно-угорских племен. А для них сохатый — сакральное
животное, из поколения в поколение они рассказывали миф о небесной охоте
на лося или оленя. Этих зверей рисовали на камнях, в пещерах и на
скалах, изображали на керамике. За эту теорию говорит и близость озера
Зюраткуль, на его берегах найдены стоянки древнего человека.
Площадь, которую занимает изображение, составляет почти 60 тыс. кв
метров. Это даже больше, чем наземные рисунки в пустыне Наска. Только в
Перу их делали иначе — снимали верхний слой камней, здесь же, наоборот
накладывали сверху.
|
Такой, почти сказочный, вид открывается с хребта Зюраткуль. Фото: Станислав ГРИГОРЬЕВ. |
|
Однако научный мир пока не пришел к единому мнению.
— Делать выводы о том, что перед нами геоглиф — слишком рано, —
считает доктор наук Сергей Боталов. — Нужны куда более тщательные
исследования и неопровержимые доказательства, а их пока нет. Уральские
горы довольные старые, и порой природный дизайн может принимать весьма
причудливые формы. К тому же непонятно, почему это полянка не заросла
лесом за столько тысячелетий. Ведь вокруг — буйные и местами
непроходимые таежные заросли.
Официальная наука многое ставит под сомнение в данном случае. К
примеру, слой в 4-5 см необязательно будет указывать на историческую
эпоху. Ведь речь идет о склоне горы, почву могло намывать с более
крутых поверхностей. И если принять версию о рукотворном сооружении, то
почему обязательно это геоглиф? Ведь это могло быть основание для
ограды сторожевой башни, границы какой-нибудь заимки и тому подобное. В
общем, академики пока не спешат восторгаться и хотят дождаться
окончания полноценных раскопок.
|
Изображение лося на картах Google. |
|
КАРТА
Геоглиф лося на интерактивной карте склона горы Зюраткуль
КСТАТИ
Вот что говорит энциклопедия о знаменитых рисунках в пустыне Наска:
Линии Наски ставят перед историками немало вопросов — кто их создал,
когда, зачем и каким образом. В самом деле, с земли разглядеть геоглифы
невозможно, поэтому остается предполагать, что с помощью таких узоров
древние обитатели долины общались с божеством. Помимо ритуального, не
исключено и астрономическое значение этих линий. Относительно времени
создания линий ученые сходятся — до XII века, когда в долине появились
инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации
наска, населявшей плато до II в. н. э.
Ведущая исследовательница геоглифов Мария Райхе утверждает, что
создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем
воспроизводили их в нужных больших размерах. В качестве доказательства
Мария Райхе показывает небольшие эскизы, обнаруженные ею в этом районе.
Именно она, посвятившая изучению линий Наска почти половину века,
предположила, что линии могут являться самым большим в мире
астрономическим календарем. Кроме того, на их концах, образующих
рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли
роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи
относятся к VI—I в. до н. э. К этому же периоду относятся и остатки
поселений культуры наска, обнаруженные недалеко от таинственных
рисунков.
|
Паук в пустыне Наска.
|
|
|
Обезьяна в пустыне Наска. |
|
|
Кондор в пустыне Наска. |
|